В июле, когда Филе стукнуло 8 месяцев, я вдруг вспомнила, что начала учить старшего сына буквам в 9 месяцев ))) И подумала: "Ой! Он же мааааленький! Зачем все это? Пусть играет!"
А потом стала вспоминать, как все это было с Антоном и чем закончилось. Ему сейчас 17 лет, так что можно говорить о результатах ))
Под катом - подробности, методика и мое отношение к раннему развитию.
Сразу скажу про раннее развитие. Я считаю, нужно заниматься с ребенком тем, что ему интересно. Если для него это игра - почему нет? А для него в маленьком возрасте очень многое - игра. Информацию об окружающем мире дети усваивают феноменально, это врожденная способность. Поэтому можно ее давать обо всем и смотреть за реакцией. Интересно? Играет? Продолжаем! Нет? Убираем. Но грузить чем-то вопреки интересам ребенка - не нужно и вредно. Ну и я не скрывала от него, что вот это - параллелограмм, а это - трицератопс, например ))) Как-то так вкратце )
Например, Антон у нас очень любил всякие логические игры и задания, конечно, все это покупалось в больших количествах. Одно время любимыми книжками были энциклопедии - значит они и дарились. Специальных занятий дома мы не проводили, просто окружали его играми, книгами и пособиями, которые помогали ему развиваться. Выбирали игрушки с опережением по возрасту - все это шло на ура.
О результатах. В садике сын прошел отбор в группу "Одаренный ребенок" (набирали одну группу из детей всего района). По конкурсу поступил в лицей (400 человек на 60 мест). В первом классе они за год прошли программу 1 и 2 класса (то есть в начальной школе учились 3 года). Уроки всегда делал сам, все давалось легко. У них регулярно измеряли уровень IQ, помню, что в 10 лет у него было 124 балла, в 13 - 140 баллов. Ну и в этом году сдал ЕГЭ и поступил на бюджет в университет.
Что это - врожденные способности или результат раннего развития? Сказать наверняка сложно, конечно, но явно занятия не пошли во вред )
А теперь про буковки, раз уж я с Филей задалась этим вопросом.
Когда Антону было 9 месяцев, мне в журнале попалась методика обучения детей раннего возраста чтению. Смысл ее в том, что нужно развешивать буковки по квартире (постепенно), ребенок раннего возраста запоминает их очень быстро (методика в конце поста). Я тогда, помню, еще подумала, что 9 месяцев - поздновато, потому что в журнале предлагалось с 3-х )))
Но буковки нарисовала, развесила. Ну и показывала в течение дня иногда, называла. Это просто была игра, без принуждения. В 1 год и 2 месяца он их все знал, показывал (хотя еще не говорил). Где-то года в 2 начал складывать слоги.
Вот тут я подумала: "Ну все, сейчас ребенок начнет читать!" ))
Ан нет, он мне дал понять, что все это глупости, и ему неинтересно. Ну и все, я отстала, эту тему мы закрыли. Как думаете, зря все было?
В 5 лет пошли записываться в центр подготовки к школе (тогда все было очень серьезно, дети проходили тестирование в 1 класс, нужно было уметь читать). В центре нас спросили, читает сын или нет. Я сказала, что затрудняюсь с ответом, потому что буквы знает, но не читает. Записали в подготовительную группу. Он пришел с первого занятия, взял книжку и стал читать :)
Вот и получается, что мы не учили ребенка читать, просто у него в нужном возрасте полученные ранее знания сложили в мозаику.
К слову, читать он очень любил класса до 6-7, книга была лучшим подарком. Потом перешел на всякие компьютерные журналы, правда. Но у него то, что называют "врожденной грамотностью". То есть он всегда пишет правильно, а это результат чтения как раз.
Так вот, вспомнила я это все и нарисовала Филе буковки )) Уже развесила первые. Кстати, они ему очень нравятся, с большим энтузиазмом тычет в них пальчиком. А, О, и У уже показывает ) Ему же нет разницы, что запоминать. Вот это - корова, а вот это - У. Все интересно! :)
Еще в дополнение сшила фетровые буковки, их он обожает муслякать )) Так что попробуем, остановиться-то всегда можно.
Если вам тоже нужны буквы, просто скачайте файл (я напечатала в центре оперативной полиграфии и заламинировала).
СКАЧАТЬ ФАЙЛ ДЛЯ ПЕЧАТИ.
Буквы из фетра шью потихонечку. Это несложно, мастер-класс здесь.
Ниже методика. Мы использовали, как я уже писала, только последовательность вывешивания букв. Ну и цвет тоже. Потом остановились.
Под катом - подробности, методика и мое отношение к раннему развитию.
Сразу скажу про раннее развитие. Я считаю, нужно заниматься с ребенком тем, что ему интересно. Если для него это игра - почему нет? А для него в маленьком возрасте очень многое - игра. Информацию об окружающем мире дети усваивают феноменально, это врожденная способность. Поэтому можно ее давать обо всем и смотреть за реакцией. Интересно? Играет? Продолжаем! Нет? Убираем. Но грузить чем-то вопреки интересам ребенка - не нужно и вредно. Ну и я не скрывала от него, что вот это - параллелограмм, а это - трицератопс, например ))) Как-то так вкратце )
Например, Антон у нас очень любил всякие логические игры и задания, конечно, все это покупалось в больших количествах. Одно время любимыми книжками были энциклопедии - значит они и дарились. Специальных занятий дома мы не проводили, просто окружали его играми, книгами и пособиями, которые помогали ему развиваться. Выбирали игрушки с опережением по возрасту - все это шло на ура.
О результатах. В садике сын прошел отбор в группу "Одаренный ребенок" (набирали одну группу из детей всего района). По конкурсу поступил в лицей (400 человек на 60 мест). В первом классе они за год прошли программу 1 и 2 класса (то есть в начальной школе учились 3 года). Уроки всегда делал сам, все давалось легко. У них регулярно измеряли уровень IQ, помню, что в 10 лет у него было 124 балла, в 13 - 140 баллов. Ну и в этом году сдал ЕГЭ и поступил на бюджет в университет.
Что это - врожденные способности или результат раннего развития? Сказать наверняка сложно, конечно, но явно занятия не пошли во вред )
А теперь про буковки, раз уж я с Филей задалась этим вопросом.
Когда Антону было 9 месяцев, мне в журнале попалась методика обучения детей раннего возраста чтению. Смысл ее в том, что нужно развешивать буковки по квартире (постепенно), ребенок раннего возраста запоминает их очень быстро (методика в конце поста). Я тогда, помню, еще подумала, что 9 месяцев - поздновато, потому что в журнале предлагалось с 3-х )))
Но буковки нарисовала, развесила. Ну и показывала в течение дня иногда, называла. Это просто была игра, без принуждения. В 1 год и 2 месяца он их все знал, показывал (хотя еще не говорил). Где-то года в 2 начал складывать слоги.
Вот тут я подумала: "Ну все, сейчас ребенок начнет читать!" ))
Ан нет, он мне дал понять, что все это глупости, и ему неинтересно. Ну и все, я отстала, эту тему мы закрыли. Как думаете, зря все было?
В 5 лет пошли записываться в центр подготовки к школе (тогда все было очень серьезно, дети проходили тестирование в 1 класс, нужно было уметь читать). В центре нас спросили, читает сын или нет. Я сказала, что затрудняюсь с ответом, потому что буквы знает, но не читает. Записали в подготовительную группу. Он пришел с первого занятия, взял книжку и стал читать :)
Вот и получается, что мы не учили ребенка читать, просто у него в нужном возрасте полученные ранее знания сложили в мозаику.
К слову, читать он очень любил класса до 6-7, книга была лучшим подарком. Потом перешел на всякие компьютерные журналы, правда. Но у него то, что называют "врожденной грамотностью". То есть он всегда пишет правильно, а это результат чтения как раз.
Так вот, вспомнила я это все и нарисовала Филе буковки )) Уже развесила первые. Кстати, они ему очень нравятся, с большим энтузиазмом тычет в них пальчиком. А, О, и У уже показывает ) Ему же нет разницы, что запоминать. Вот это - корова, а вот это - У. Все интересно! :)
Еще в дополнение сшила фетровые буковки, их он обожает муслякать )) Так что попробуем, остановиться-то всегда можно.
Если вам тоже нужны буквы, просто скачайте файл (я напечатала в центре оперативной полиграфии и заламинировала).
СКАЧАТЬ ФАЙЛ ДЛЯ ПЕЧАТИ.
Буквы из фетра шью потихонечку. Это несложно, мастер-класс здесь.
Ниже методика. Мы использовали, как я уже писала, только последовательность вывешивания букв. Ну и цвет тоже. Потом остановились.
Обучение ребенка чтению с 3-х месячного возраста...
От цвета к букве, от буквы к слову
Нужно ли учить читать ребенка до школы? Когда лучше начинать обучение? Справится ли с нагрузкой неокрепшая нервная система малыша? Нужны ли вам лишние заботы? А для чего тогда нужна школа? Как помочь ребенку вырасти умным и способным?
К сожалению, наше сумасшедшее время ускоряет все процессы (в том числе и процесс обучения), хотя в большинстве случаев совершенно неоправданно. Более того, нынешнее увлечение "элитным" образованием в виде лицеев, гимназий, колледжей и академий по большей части оборачивается лишь несоразмерным увеличением нагрузки.
Парадокс заключается в том, что зачастую интенсивное обучение начинается, когда фантастические способности ребенка УСВАИВАТЬ НОВОЕ начинают угасать. Подумайте - когда малыш усваивает самое большое количество информации без особых усилий? С 2-3 месяцев до 5-6 лет! Так почему же мы не используем или используем недостаточно эффективно это удивительное время и потрясающие возможности наших детей?! Чаще всего по незнанию и из боязни что-то сделать не так.
Могу предложить несложный, но довольно эффективный способ обучения ребенка буквам и чтению с 3-месячного возраста. Попробуйте! Эта методика получила условное название "словесного" чтения и основана на установлении прямой зрительной связи предмета и слова.
Было бы ошибочным полагать, что первые месяцы после рождения ребенка заполнены только инстинктивными устремлениями: еда, сон и т.д. На Западе давно уже введены развивающие курсы для грудничков: ребенку в быстром темпе показывают шедевры мировой живописи, изображения великих ученых, даже формулы, обязательно произнося при этом фамилии и названия.
У нас эта методика никак не приживается, видимо, потому, что специально этим должен заниматься детский психолог, а подобные должности есть далеко не во всех поликлиниках и детских садах (слава Богу, в школах в штатном расписании нашлось для него место!). В принципе этим может заниматься каждая мама - было бы желание, - много времени вся процедура показа картинок не отнимает (10 минут в день).
В этом же ряду находится и алфавит того языка, который будет родным для вашего ребенка. Начните с того, что наклейте картинку с алфавитом на внутреннюю часть спинки детской кроватки так, чтобы растущий малыш не смог его оторвать (лучше всего прозрачным "скотчем" - так вы сможете использовать картинку еще несколько раз, перевешивая из кроватки на стену в детской комнате). С того момента, как ребенок начнет держать голову, вы будете выкладывать его на животик и он будет пытаться сфокусировать взгляд на цветной картинке, с этого времени и начнется его образование. Поддерживайте его интерес, называйте буквы, предметы, изображенные на картинках, обращайте его внимание на картинку!
С 6 месяцев начинается ВТОРОЙ ЭТАП знакомства с буквами. Сделайте карточки из плотной бумаги или картона размером приблизительно 10 х 12 см и напишите на них печатные буквы: А, О, У, Э, Ы. Лучше всего, если вы раскрасите буквы гуашью в следующие цвета: А - в красный, О - в желтый, У - в смесь синего и зеленого, Ы - в коричневый, Э - в смесь желтого и зеленого.
Цвета эти непроизвольны! По данным экспериментов психолингвистов (А.П.Журавлев, Г.Н.Иванова-Лукьянова, Л.П.Прокофьева), именно ЭТИ цвета ассоциативно связаны с ЭТИМИ "звукобуквами" (ЗБ) русского языка. Каждая звукобуква в любом языке имеет свою цветовую "визитную карточку", и во многих языках она четко определена. Подобные "визитки" выявлены и для русского языка.
Карточки нужно развесить по квартире, прикрепляя к предмету, название которого начинается с этой буквы: О - окно, У - угол и т.д. Если не получается найти предмет (Ы - ?), просто повесьте карточку на видное место. Каждый день подносите (подводите) ребенка к буквам и проговаривайте: "Это окно - буква О" и т.п. ЧИТАЙТЕ ЗВУК, А НЕ НАЗВАНИЕ БУКВЫ!
С 9-10 месяцев берите карточку и проводите пальчиком по контурам буквы, проговаривая при этом звук. Если будет возможность, сделайте жесткий вариант данных букв (из некрашеного дерева, пищевой пластмассы, из донышка пластиковых крышек и т.п.), давайте играть ребенку, пробовать "на зуб" и т.д., можно подключить к процессу восприятия и вкусовые ощущения.
Сейчас в продаже есть печенье "Азбука" в виде букв. Сколько веселья доставляет ребенку тот факт, что знакомую буковку можно еще и съесть! Таким образом, мы используем и зрительные, и слуховые, и тактильные, и вкусовые ощущения для достижения одной цели - усвоения букв. Периодически спрашивайте ребенка: "Это какая буква? Где буква А? Это окно, значит, буква..." и т.д. и т.п.
Сначала ребенок будет просто тянуть пальчик к знакомой буковке, потом, с началом развития речи, будет произносить звуки. Обратите внимание: первыми запомнятся нейотированные гласные - самые открытые и, следовательно, легкие для произношения. Очень важно, чтобы процесс усвоения букв и звуков шел как бы сам собой, без усилий со стороны ребенка. Это обеспечит длительный и устойчивый интерес к обучению.
ТРЕТИЙ ЭТАП начинается, когда первые 5 букв усвоены (от 1 года до 1,5 года, а может быть, и дольше, в зависимости от речевых умений), добавьте остальные (йотированные) гласные Я, Ю, Е, Ё, И. Раскрасьте их в следующие цвета: Я - в красный, Ю - в смесь синего и красного, Е и Ё - в зеленый, И - в синий. Аналогично 2-му этапу развесьте карточки по квартире. ПОМНИТЕ: СВЯЗЬ С ПРЕДМЕТОМ ОБЯЗАТЕЛЬНА!
Если ваш ребенок "молчун-философ" и не говорит до 2-2,5 года, но безошибочно показывает буквы по вашей просьбе (или по крайней мере с удовольствием ими занимается), не останавливайтесь на 2-м этапе, а переходите к следующему. Скоро количество плавно перейдет в качество и, начав говорить, он легко назовет уже знакомые буквы.
К ЧЕТВЕРТОМУ ЭТАПУ переходите, когда усвоены все гласные. Следующими будут сонорные согласные Р, Л, М, Н, близкие к гласным и поэтому легкие для произношения. Р раскрасьте в красный цвет, Л - в смесь красного, желтого и синего (смело смешайте краски на палитре!), М - в красный, Н - в голубой.
ПЯТЫЙ ЭТАП скорее всего наступит гораздо быстрее, чем предыдущие, - скажется навык усвоения звуков и букв. Это будут звонкие согласные, окрашенные: Б - в белый, В, Г - в синий, Д - в черно-белый (серый), Ж - в желтый, З - в зеленый цвета.
ШЕСТОЙ ЭТАП - глухие согласные и Й, Ь, Ъ. Раскрасьте К в красный цвет, П, Х, Ш, Щ - в черно-белый, С - в синий, Ц - в желтый, Ч - в черный, Й - в синий, Ъ - в белый, Ь - в синий.
Обычно процесс изучения букв длится от 2 до 3 лет. Одновременно с этим должна идти постоянная работа по развитию речи, мышления, памяти, образного мышления, т.е. по общему развитию ребенка.
СЕДЬМОЙ ЭТАП можно совместить с 6-м или даже с 5-м. Выполняйте следующие упражнения (желательно систематически - это даст необходимый навык): найти заданную букву в слове или небольшом произвольном наборе букв (не больше 5-6); раскрасить фломастером или карандашом знакомую букву, нарисованную полным контуром (если ребенку еще это не под силу - пусть просто произвольно штрихует цветным карандашом); найти клавишу с заданной буквой на клавиатуре компьютера или пишущей машинки; найти заданную букву в большом отрезке текста (до 14-15 слов). Буквы обязательно должны быть крупными; учить связывать буквы в слова. При этом ни в коем случае НЕ НАЗЫВАТЬ ОТДЕЛЬНО БУКВЫ (М-А-МА).
ВОСЬМОЙ ЭТАП - собственно "словесный". Сделать 2-3 карточки с односложными словами, называющими предметы домашнего обихода (СТУЛ, СТОЛ и т.п.). Прикрепить их к соответствующим предметам. Покажите ребенку предмет, затем надпись, назовите предмет. Постоянно спрашивайте: "Что здесь написано?"
Поначалу ребенок будет ориентироваться на предмет, а не на надпись, но постепенно установится и обратная связь - от слова к предмету. Просите ребенка назвать все буквы, из которых состоит слово. Теперь он понимает, что из букв строятся слова, а слова называют предметы, которые его окружают. Четвертое слово можно добавить уже через 2-3 дня, постепенно (по одному) прибавляя новые и новые слова, усложняя их структуру (СТЕНА, ДВЕРЬ, ОКНО).
Можно даже поиграть с карточками - прикрепить на папу ПАПА, на маму МАМА и т.д., потом незаметно поменять надписи - пусть ребенок сам заметит "ошибку" и исправит ее. Очень важно не переборщить с количеством слов. Не торопитесь быстро увеличивать их количество. Пусть ребенок утром "обходит владенья свои" и ищет, что же появилось нового?!
Время от времени устраивайте "ночные ураганы". Расскажите ребенку, что ночью прилетел ветер-забияка, который сорвал все таблички со своих мест и свалил в кучу посередине комнаты. Предложите ребенку вернуть все слова на свои места. Вот тут вы и увидите, как незаметно для вас сын или дочь начали "читать" знакомые слова.
Поначалу зрительная память будет помогать, но вы устроите еще один вариант "урагана", когда таблички будут не сорваны, а перепутаны - развешаны не по своим местам. И здесь уже заработает та самая обратная связь, о которой говорилось выше.
Сделайте особые книжки-картинки, где рисунок однороден, т.е. возможно обозначение нарисованного одним словом - ГРИБ, ТЫКВА, ДОМ и т.п. В этих книжках сделайте крупные подписи и, рассматривая их, читайте слово. Просите ребенка прочитать книжку от начала до конца. Развивайте его фантазию - пусть он сочинит что-нибудь про предмет, изображенный на картинке. Еще лучше, если вы вместе придумаете какую-нибудь интересную сказку.
ДЕВЯТЫЙ ЭТАП. Начинайте читать с ребенком отдельные слова. Сначала вы читаете слово, затем ребенок называет буквы, из которых оно состоит, затем сам читает. Слова должны состоять из одного слога. Сделайте таблички, распределив слова по группам в зависимости от количества слогов. Например: НОС, РОТ, ДОМ, ЗУБ, ДЫМ, БОК.
Интересно, завтра подробнее прочитаю методику. Сегодня на занятии букву О изучали в разных формах: и песни, стишки, и поделки
ОтветитьУдалитьТанюша, спасибо за пост!!! Очень полезная информация!!! :)
ОтветитьУдалитьинтересная информация, спасибо!
ОтветитьУдалитьВопрос у меня :) с сыном я учила именно буквы ("БЭ", "ЭМ", "КА"). Но сейчас читаю, везде пишут, что нужно именно звуки учить. Меня смущает, что показывая на букву или спрашивая, какая это БУКВА, я называю потом не БУКВУ, а ЗВУК. Не будет потом у ребенка путаницы в школе, когда выяснится, что это не буква "Б", а буква "БЭ", которая звучит - "Б"? :)
Да, забыла написать, я именно звуки называю.
УдалитьЯ вот тоже с сыном буквы учила (не знала, что лучше звуки называть), это привело к тому, что он хорошо знает весь алфавит, но до сих пор (сейчас ему шесть лет) не может понять, как читать слова: он, например, читает не "М-А-М-А", а "ЭМ-А-ЭМ-А" Через год нам в школу, а я не знаю, как его переучить теперь... С дочерью младшей теперь, конечно, такой ошибки не допущу )))
УдалитьДиана и А- businka- маленьких детей необходимо учить именно звукам... Я- преподаватель начальных классов и свою дочку- сейчас мы пошли в 1 класс учила где-то с 1 годика, зачитала дочка в 3. А как именно правильно называются буквы сказала совсем недавно и дочка все поняла на лету. Читает сейчас сама и в классе лучше всех. Удачи вам и главное-играйте, а не заставляйте...
УдалитьТаня здравствуйте! Спасибо за такой познавательный пост.Очень интересно было прочитать про успехи вашего сына!
ОтветитьУдалитьЯ планировала сшить фетровые буковки.Но сейчас поняла, что "Все! решено!Нужно шить!"У меня дочка тоже очень развитая(нам 2г.6мес), в игровой форме думаю с удовольствием будет учить буковки.Игровая форма ей нравится больше всего.
И отдельное спасибо на ссылку с МК фетровых буковок.
А у нас старшая буквы все знала года в два. потому что плохо ела и за едой мы ей азбуку показывали)))) А младшая просто играла пластиковыми буквами,потом подарили "говорящий плакат". как итог - в 3 года и 3 месяца знает буквы и осознанно считает до 20. Специально не занимались)))
ОтветитьУдалитьУ старшей отличная память, запоминает все на лету, но иногда ее клинит и не может понять простых вещей.
да, и еще, мы младшей тоже покупаем игрушки "с опережением")))
Таня, большое спасибо! С удовольствием почитала! Пошла рисовать буквы! Нам 2 года, пора :)
ОтветитьУдалитьможно не рисовать, а скачать и напечатать ;) я там ссылочку оставила
Удалитьочень интересный опыт! Спасибо!
ОтветитьУдалитьА покажи буковки?
Спасибо за интересный пост и ваш опыт! А у меня сыну 2,8 и он не говорит вообще ничего... А так хочется придумывать с ним сказки...
ОтветитьУдалитьТаня, спасибо за пост! у меня пока своих детей нет, но тема обучения в целом очень интересна! моя мама рассказывала, что я почти в 4 года сама захотела выучить буквы и у меня была одна "настольная" книга со стихами Барто и красивыми рисунками, вот по ней я его и выучила, а потом почти на год отложила книгу, увлеченная чем-то другим, но в 5 открыла и начала читать, потом мимо любой вывески не могла просто пройти - читала все подряд по пути в сад и домой )) вот это, кстати, я уже и сама помню :)
ОтветитьУдалитьТаня, спасибо, что делишься опытом!
ОтветитьУдалитьТаня, спасибо большое! После твоих постов у меня совесть просыпается (правда не на долго) Признаюсь - я ленивая мама... Меня так поглощают бытовые дела, а с ними и компьютер, что деткам я уделяю совсем мало времени (у меня двойняшки 2,5). И это время мы тратим на игрушки и книжки... Но думаю пора подключать и буквы, а еще и цвета... Вот мне только не совсем понятно - как буква А с красным цветом связана... Пойду достану фетр и напечатаю буковки - завтра начнем утренние обходы квартиры в поисках букв!
ОтветитьУдалитьТаня, спасибо, мотивирует!
ОтветитьУдалитьвот выздоровлю окончательно и приеду гляну, что за школу на дому ты там устроила)))прям интересно стало! У меня с дочкой так же было, как у тебя со старшим. читаю и вспоминаю, как будто про нас писано, класса так до 5-6))) у меня бабушка всегда говорила: то, что вложено в ребенка до 6 лет-на всю жизнь. И я полностью с ней согласна))
ОтветитьУдалитьТанюша, удачи вам! Молодцы. что занимаетесь своими детками! Огромный респект всем родителям!
ОтветитьУдалитьМоей Манюне очень нравилось вставлять буквы в прорези и еще рисовать на манке( на подносе)... Сейчас она уже первоклассница!
УдалитьБуквы Ф, Т остались без цветов
ОтветитьУдалитьОго, а я и не заметила! Спасибо.
УдалитьСпасибо огромное вам за помощь, совет (как правильно то назвать). Главное спасибо за то что вы ещё раз продемонстрировали, что ранее развитие действительно важно. Идея с фетровыми букавками была давно, но времени как обычно мало за 3 месяца всего 4 буковки =(
ОтветитьУдалитьДа, у меня тоже медленно шьются... Да и учатся они у нас с младшим совсем не с той же скоростью )) То ли ему неинтересно, то ли я этим особо не озадачиваюсь ))) Сейчас вот отдыхать ездили, так пока они с папой играли-гуляли, я сшила несколько штук :)
УдалитьВот вот моему почему то даже книжки неинтересны, даже не знаю может рано ещё, но нам уже Год и два месяца теоретически уже должен хотеть листать и тыкать книжки, но нет психует и убегает если ему читаешь =( Хотя уже всяко пробовала(
Удалитьвсе детки разные, навязывать не стоит, конечно
УдалитьЕщё раз спасибо вам за статью! ;)
Удалить